shahruhiya

Category:

Накшбандия. В поисках ответов. Накшбандия и Бабуриды

«Я не принадлежу к братству дервишей, но, как царь, я их брат по духу».

Захириддин Мухаммад Бабур

«Шариат нужно развивать мечом».

Ахмад Сирхинди

После того как Абу Саид с благословения Ходжи Ахрора пришел к власти в Маверранахре, он правил страной 18 лет, с 1451–1469 годы. После его смерти государство распалось на Самарканд, Бухару, Гиссары (Хисар), Фергану, Балх и Кабул. В 12 лет правителем Ферганы, после смерти отца, Шейха Умара Мирзы, стал Захириддин Мухаммад Бабур. 

Бабур родился в городе Андижане (Узбекистан) в 1483 году. По отцу он был Темуридом (праправнуком Тамерлана), по матери – Чингизидом (потомком Чингисхана) – полководцем, правителем, основателем династии Бабуридов и государства Великих Моголов, писателем и поэтом. Основанное им в 1526 г. государство просуществовало до середины XIX века.

Не буду останавливаться на его военных походах, скажу только, что с самого начала своего правления ему пришлось вести борьбу за родную Фергану, а также Самарканд, Бухару, Хиву. В Маверранахре шли постоянные междоусобные войны, брат шел на брата. Вражда между Темуридами ослабила династию и привела к тому, что узбекский хан Мухаммад Шейбани в 1501 году овладел Самаркандом и сделал его столицей своего государства. Началась эпоха Шейбанидов. Бабур вначале укрепился в Ташкенте, затем был вытеснен Шейбани-ханом в Афганистан, где создал государство с центром в Кабуле. Будучи человеком, неимоверно привязанным к родине, он предпринимал попытки отбить Самарканд и Бухару, но безуспешно. Чувство тоски по Отчизне не покидало его всю жизнь.

Создав в Афганистане сильную армию, он направил взоры на Индию. Бабур был талантливым полководцем, применял новые для тех времен методы ведения войны, имел хорошо оснащенную армию. В результате в 1526 году он стал первым падишахом Дели, основавшим государство Великих Моголов. Один из первых указов, изданных им, запрещал грабить и обижать семьи поверженных врагов. Это не только не вызвало ответной волны сопротивления, но и склонило на его сторону многих людей. Бабур выдал из индийских сокровищниц военачальникам и простым воинам деньги, оружие, коней, распределил земельные участки. Щедрые подарки получили Кабул, Газна, Кандагар и даже Мекка. Эта щедрость породила легенды среди народа. Одна из них гласила, что пришлый правитель раздал все захваченные им сокровища Индии, ничего не оставил себе и странствует как дервиш. Бабур ответил стихами: «Я не принадлежу к братству дервишей, но, как царь, я их брат по духу»

Несмотря на очень краткое правление – 1526-1530 гг., Бабур объединил значительную часть раздробленной Индии и заложил основы великой державы. Он упорядочил налоговую систему, земельно-водные отношения, построил мечети,  бани, здания, проложил дороги, заложил парки с декоративными растениями, сады, в которых впервые применил опыт по выращиванию дынь и винограда, произраставших в Средней Азии. 

Бабур был не только выдающимся полководцем и просвещенным монархом, но и одним из самых образованных людей своего времени, поэтом и писателем. Он окружил себя творческими людьми, литераторами, художниками, музыкантами. 

В своем автобиографическом сочинении «Бабур-наме» он описал не только города Средней Азии, Хорасана, Афганистана, Ирана, Индии, но и их флору, фауну, географию, оставил ценные сведения о политической жизни Индии, индийской этнографии: кастовой системе, обычаях, быте простого народа и феодальной знати. Он написал трактат по поэтике, изложил в стихотворной форме основы мусульманского права, разработал на базе древнетюркских письмен собственный алфавит «Хатти Бабури» («Алфавит Бабура»). Основатель империи Великих моголов, просуществовавшей почти 400 лет, жил в соответствии с принципом: «Чтобы по праву носить звание человека, необходимо быть достойным его высшего предназначения".

Возможно, о воспитании правителя такого типа говорил Ходжа Ахрор, заявляя о том, что «чтобы исполнять свою духовную миссию в мире, необходимо пользоваться политической властью…». Имелось ли в виду под духовной миссией воздействие суфиев на умы и души сильных мира сего таким образом, чтобы в будущем, используя имеющуюся в их руках политическую власть, правители могли облегчать жизнь простого народа и укреплять мощь государства?

Или же первоочередной задачей духовных лидеров было распространение идей исповедуемой ими религии на вновь завоеванных территориях?

Рассмотрим то, как складывались отношения Бабуридов с орденом накшбандия.

Отец Бабура, Шейх Умар Мирза, был учеником Ходжи Ахрора. Духовная связь между ними была настолько прочной, что Ходжа Ахрор называл шейха своим сыном. После смерти отца Бабур сохранил тесные отношения с детьми Ходжи Ахрора. Последний, младший сын главы ордена – Ходжа Мухаммад Яхья стал главой братства.

Как получилось, что один правитель – ученый-энциклопедист Улугбек не привечал дервишей, а второй – образованный, умудренный в искусстве не только пера, но и меча Бабур распространил «ареал» ордена накшбандия в Афганистане, Пакистане, Индии?

Бабур являлся Темуридом в пятом поколении. К моменту его исхода из Ферганы совместная история ордена и династии насчитывала почти пять поколений. Несмотря на то, что Темуриды отличались образованностью, тягой к искусствам, широким мировоззрением, они в первую очередь были захватчиками новых земель, стараясь не только сохранять, но и расширять границы империи. Новые территории – новые возможности – новые массы, неохваченные идеологией. Носители идеологии всегда находились рядом с завоевателями, можно сказать, что орден «проповедовал» странствия и завоевания.

Улугбек не был полководцем и завоевателем, он был ученым. Бабур же создал империю, простиравшуюся от Кабула до Бенгалии. На этих землях укрепились и позиции тариката накшбандия. Отношения главы братства с двором Бабура были очень тесными. К примеру, принимая послов Шейбанидов, он оказывал особые почести и потомкам Ходжи Ахрора. Об этом свидетельствует то, что во время пира представители ордена сидели вблизи Бабура. Распространяя свое влияние на завоеванные территории, братство не теряло связи с Ферганой (Андижан, где родился Бабур, находится в Ферганской долине). Там позиции тариката были незыблемыми.

Накшбандия и Темуриды, а в нашем случае уже Бабуриды как ответвление Темуридов, «дружили» лишь тогда, когда их цели совпадали – расширялись зоны правления, светского и духовного. Но как только между ними возникали разногласия, то все заканчивалось плачевно, как правило, для носителей светской власти. История противостояния Улугбека и Ходжи Ахрора, о которой я писала в предыдущей статье, в некотором смысле повторилась в противоборстве правителей – Акбара, а затем и его сына Селима, и ордена в лице шейха Ахмада Сирхинди.

В двух словах скажу об Акбаре. Внук Бабура, Акбар правил империей 49 лет. Он объединил под своей властью независимые мусульманские государства, сделав их провинциями, индусские раджи становились его вассалами. Но главным было то, что Акбар отличался широкой веротерпимостью. Во-первых, он назначал индусов на посты министров, наместников и других чиновников, чем снискал расположение местного населения. Во-вторых, при нем был отменен по­душ­ный на­лог, взи­мав­ший­ся с не­му­суль­ман. В-третьих, Акбар интересовался индуизмом и даже перевел на персидский язык тексты их священных книг и эпические поэмы. Он уважал местные законы, запретил некоторые бесчеловечные обычаи, имевшие место у индусов. 

Может быть, все это ему смогли бы простить духовные лидеры накшбандия, но то, что он допускал свободное обсуждение догматов ислама, и более того – ввел в качестве государственной религии синкретичную доктрину Дин-и илахи, по сути объединяющую в единое целое ислам, индуизм, парсизм, джайнизм и христианство, – не сошло ему с рук. Главой новой религии стал сам Акбар. В его руках сосредоточилась власть и светская, и религиозная. Внук Бабура надеялся, что именно такой вид межконфессионального согласия поможет установить мир в государстве. 

Но он не учел мнения духовенства. Накшбандийский шейх Ахмад Сирхинди (1564-1624) стал «обновителем веры». Он призывал к очищению ислама, ужесточению соблюдения религиозных обрядов и выдвинул новый лозунг: «Шариат нужно развивать мечом». Все время царствования Акбара тарикат находился в тени, можно сказать, выживал. Последние годы жизни просвещенного монарха были омрачены семейными скандалами. Его старший сын, мстительный и жестокий Селим восстал против отца. История с Улугбеком повторилась.

Преемник Акбара, его сын Селим, в 1605 году вступил на престол и стал Джахангиром («завоевателем мира»). Но отношения у нового правителя с шейхами не сложились. Дело в том, что среди последователей Сирхинди были аристократы, имевшие при дворе большое влияние. В действиях Сирхинди прослеживался явный политический мотив, что не понравилось Селиму. Все закончилось тем, что придворные последователи шейха отправились в ссылку, а сам Сирхинди – в крепость Гвалор, в которой он находился в течение двух лет.

Но глава накшбандия не был бы лидером могущественного братства, ели бы не повернул ситуацию на 180 градусов. Он не сидел в заключении сложа руки, а вел «подрывную работу». В результате его ученики и последователи подняли восстание. Полководец  Мухаббатхан сумел собрать войско. Его наступление было таким внезапным и сокрушительным, что в итоге в ссылку отправился сам Селим. В изгнании император признал все свои ошибки и дал приказание освободить шейха Сирхинди из заточения и с почестями сопроводить в его покои.

Результат превзошел все ожидания. Шейх выдвинул внуку Бабура ряд жестких требований, которые были удовлетворены. Фактически, произошел переворот. Теперь империей Великих Моголов управляли не Бабуриды, а шейхи ордена накшбандия.

Последующие правители династии Бабуридов уже совместно с духовными лидерами накшбандия четко придерживались общего курса на обновление ислама и очищение от «греховного правления» Акбара.

Именно активной работой по очищению ислама и прославился шейх Ахмад Сирхинди. Являясь изначально последователем кадырия, сухравардия (но не того, который был шейхом Ишраком, было два разных Сухраварди), чиштия и кубравия, он впоследствии стал шейхом ордена накшбандия, так как считал родоначальником этого тариката Абу Бакра – первого праведного халифа, преемника пророка Мухаммада, и утверждал, что этот путь истинный. Шейх был очень почитаем в исламском мире, ведь даже пострадал за веру, проведя два года в заточении и выйдя из противостояния победителем. За успешную борьбу против ереси и антиисламских законов Акбара его наградили почетным титулом «Муджаддид альф-и сани» (обновитель второго тысячелетия), то есть он был признан человеком, возродившим ислам во втором тысячелетии хиджры.

Благодаря деятельности Ахмада Сирхинди, среди индийских мусульман распространилась обновленная идеология братства, которая пустила корни в духовной, социальной и политической жизни империи Великих Моголов,  а влияние и мощь накшбандия распространились на территории современных Афганистана, Пакистана, Индии.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic