shahruhiya

Categories:

Накшбандия. В поисках ответов. Шейх Умар Вали Богистони…

Преемственность: Шейх Умар Вали – Шейх Ховенди Тахур – Шейх Дауд – его дочь, которая произвела на свет сына, Убайдуллаха, отцом которого был Ходжа Махмуд, – Убайдуллах, или Ходжа Ахрор.

«Суфизм – это путь к Истине, единственное средство передвижения по которому – Любовь».  Джавад Нурбахш.

Левый берег Чарвака. Все фотографии из интернета.
Левый берег Чарвака. Все фотографии из интернета.

…О том, что в селении Богистан есть интересная пещера, я узнала от одного из водителей, курсирующих по маршруту Чимган-Газалкент. Он рассказал, что в ней похоронены 20 святых и его отец может указать к ней дорогу. Заинтересовавшись, я решила ее увидеть. Но, как часто со мной случается, в итоге попала не туда, куда хотела, а туда, где необходимо было быть... 

В назначенный день с утра накрапывал мелкий дождь, небо было затянуто. Муж предложил отложить поездку... Предыдущей ночью во сне почувствовала какое-то напряжение, будто меня пытаются «рассмотреть», «прочитать»… Я поняла, что надо ехать, но зачем, понятия не имела. 

Телефон того самого водителя с самого утра находился «вне зоны», несмотря на это, уже через час мы были в Газалкенте. Пришлось сесть в первую попавшуюся машину. За рулем сидел молодой человек. В ответ на мой вопрос о пещере он пожал плечами, предположив, что речь идет о пещерах соседнего Наная. 

Разберемся, решила я, и мы поехали в Богистан.

Богистан.
Богистан.

Богистан находится в 125 км от Ташкента, в отрогах Западного Тянь-Шаня, по левому берегу Чарвакского водохранилища, на правой стороне реки Пскем, в устье ущелья Мазарсай. 

Пока мы были в пути, тучи понемногу разошлись, дождик стих, и небо начало проясняться. Идеальная погода для поездки в горы – переменная облачность, относительная прохлада. 

Мы добрались до селения и решили спросить у местных, где находится искомая пещера. Но те, кто попадался нам, не знали о ней. В итоге посоветовали доехать до сада Шейха Умара Вали и там уточнить… 

Мавзолей Шейха Умара Вали.
Мавзолей Шейха Умара Вали.

…Этот сад действительно посадил и взрастил Шейх Умар Вали Богистони. Богистан – «земля садов», край удивительной красоты, мягкого горного климата, обильного солнца, чистого воздуха, сладкой родниковой воды. Где, если не здесь, выращивать сахарные фрукты? Сегодня каждая местная семья имеет минимум по одному саду. В округе много орешин, тутовников (в советское время было распространено шелководство), обилие цветов и кустарников, а значит и пасек, – райский край!

Красоту сию девять веков назад по достоинству оценил потомок халифа Омара, дервиш, с двадцатью единомышленниками направившийся в Среднюю Азию и дошедший до Ташкента – Умар Вали. Недолго пробыв в городе, последователь суфия Хасана Булгари отправился дальше и дошел до территории современного Чарвака. Раньше это была долина, расположенная посреди гор, питающаяся быстрыми, чистыми реками. Сейчас здесь находится водохранилище. Его название сохранило информацию о том, что находилось на этом месте, – «четыре сада» – Чарвак (Чор бог).

Каждый «уважающий себя» святой имеет легенду. Шейх Умар Вали – не исключение. По преданию, в дом Шейха как-то постучались путники, да не простые, а отмеченные печатью Всевышнего. Выглядели Божьи люди как простые странники, имевшие нужду в работе и пропитании, поэтому попросили дать им какое-нибудь дело, чтобы получить за него еду. Шейх поручил им освободить горный склон от сорняков, дабы разбить там сад. Божьи люди согласились. Они прочитали молитву, и земля в считанные минуты стала чистой. Странники пришли проверить силу святого, и Шейх это понимал. Он вырвал с корнями два огромных тутовых дерева, а затем, как ни в чем не бывало, воткнул их обратно в землю. После накормил всех одной миской кислого молока, и они насытились. Уверовав в его силу, Божьи люди ушли, благословив будущий сад. В саду том даже зимой рос свежий виноград.

Говорят, и сегодня, спустя девять веков, он остается волшебным – когда склоны гор укрыты снегом, в нем цветут подснежники… 

…Сад мы нашли сразу. Там росли тутовники, посаженные Шейхом, а невдалеке от его захоронения стояла почти тысячелетняя орешина, в дупле которой спокойно мог бы поместиться человек. Мавзолей святого – поздней постройки – XVIII-XIX веков. Возле него на скамейках сидели паломники. Они приходят сюда помолиться и прикоснуться к кайраку (надгробному камню), прислоненному к стене мавзолея. На нем выбита дата смерти Шейха – 1189 год. По преданию, желание того, кто прикоснется к кайраку, сбудется. Желающих с каждым годом становится все больше.

Кайрак.
Кайрак.

Смотритель читал молитву.  Я присела рядышком. Дверь мавзолея была приоткрыта. Как правило, внутрь не пускают. Я дождалась, когда разойдутся люди, встала и начала подниматься по ступенькам. Смотритель молчал. Тихонько открыв дверь, вошла в маленькую комнату. В углублении, в центре, покоился Умар Вали. И вдруг напряжение, не покидавшее всю дорогу, отпустило, почувствовав тепло в груди, я стала всхлипывать и в итоге разрыдалась. Мое сердце соприкоснулось с сердцем Шейха, живым и горячим…

«…путь к Истине… единственное средство достижения – любовь», – всплыли в моей голове обрывки фразы. Между мной и Шейхом пролегали девять веков истории, но над тем мигом время было не властно. Возможно, оно замкнулось в данной точке пространства, и я услышала его тихий голос…

Зареванная, я вышла из мавзолея. Ко мне подошел смотритель, долго глядел в глаза, а потом спросил: «Хотите, я проведу вас в чилляхону?». 

Полтора часа ходьбы вверх по ущелью Мазарсай, половина пути – по битому скальнику, которым выложено устье протекающей реки, а затем крутой подъем к пещере – святая святых, вместилищу Духа Шейха – это был незабываемо.

С тех пор прошло почти десять лет. Сейчас возле святыни установили топчан для паломников, и каждый желающий пройти этот нелегкий путь может подняться в пещеру. Но люди приходят, как правило, не проникаться духом, а приносить возле святыни (не только этой) жертвоприношение, выказывая таким образом почтение святому и надеясь разрешить свои проблемы.

К чему я все это пишу? Богистан – место, пропитанное Любовью, намоленное целой плеядой удивительных людей, которые щедро делились и до сих пор делятся своей благодатью, невзирая на время и расстояния. Это родина Ховенди Тахура – покровителя Ташкента, его сына – Дауда, внука Дауда – Ходжи Ахрора.

Когда ноги устают от острых камней, а взор устремляется к строгим отрогам скал, стоит зачерпнуть сладкой воды из родников, пробивающихся из-под земли, чтобы почувствовать, как восстанавливают они силу, дают возможность дойти  до пещеры. В ней наверняка молились не только Шейх Умар Вали, но и его потомки – Богистанские шейхи, один из которых уже в молодости возглавил орден Накшбандия, а затем реформировал его, добавив к девизу основателя ордена: «Сердце у Бога, руки – в труде» лозунг: «Чтобы исполнять свою духовную миссию в мире, необходимо пользоваться политической властью». 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic