shahruhiya

Categories:

Накшбандия. В поисках ответов…

Один из найденных мной в интернете знаков братства.
Один из найденных мной в интернете знаков братства.

Накшбандия – один из самых распространенных и влиятельных суфийских орденов. Иногда я попадаю в  довольно интересные места, которые, как выясняется впоследствии, так или иначе связаны с этим тарикатом (араб. «путь», «дорога»). Вдохновляясь их удивительной энергетикой и пытаясь узнать, куда меня привела Судьба, пускаюсь в интернет-плавание в поисках информации. Один из таких «заплывов» как-то поставил меня в тупик: я узнала о существовании непостижимой гипотезы: возможной причастности одного из влиятельнейших глав ордена к гибели великого ученого, просветителя, правителя, имя которого ассоциируется с Наукой, Знанием. Лично мне, для себя самой, надо было разобраться в этом вопросе, но времени, как всегда, не хватало.

Очередная поездка вновь возбудила желание узнать больше о месте, куда я незапланированно попала. И вновь серфинг в интернете породил вопросы, найти ответы на которые, по сути, невозможно. Но я поняла, что для меня важен сам процесс поиска … Для чего? Пока не могу сказать… 

Кто я против шейхов могущественного ордена? Как могу я, простая смертная, постичь истинные мотивы деяний сильных мира сего?..  Но я человек, а человеку свойственно задавать вопросы в надежде найти на них ответы.

Я решила записывать мысли, ощущения, чувства… 

Бахауддин Накшбанд.
Бахауддин Накшбанд.

То, что многие среднеазиатские святые так или иначе связаны с орденом Накшбандия, неудивительно. Бахауддин Мухаммад ибн Бурхануддин Мухаммад аль-Бухари родился в селении Каср-и Арифан, под Бухарой (современный Узбекистан). Он являлся последним, седьмым пиром (руководитель суфийского братства) Бухары. Шестеро его предшественников относились к братству Ходжаган, из которого «вырос» тарикат Накшбандия. Со временем он стал самым распространенным орденом, по численности и влиянию опередив не менее известное в Центральной Азии братство Яссавия.   

Кем был человек, давший имя многочисленному и могущественному ордену? 

Известно, что родился Накшбанд в 1318 году в семье ремесленника. Его родители были богобоязненные люди, дед близко общался с суфиями. Он часто брал маленького Бахауддина с собой на дервишские собрания, где будущий основатель тариката постигал истину, учился практике, воспитывал дух. 

Согласно источникам, Бахауддин был необыкновенным ребенком – сторонился своих сверстников, не принимал участия в их играх и забавах. Ему интересно было общество взрослых людей. По преданию, в возрасте четырех лет он сказал своей матери, что их корова родит теленка «с белой звездочкой на лбу». Через месяц корова отелилась, а на лбу новорожденного оказалось родимое пятно в виде звездочки. Так впервые проявились его необычайные способности.

Первым учителем Бахауддина был Мухаммад Баба ас Самаси, один из семи пиров Бухары,  шейх тариката Ходжаган. Еще один мастер Ходжаган – Саид Амир ал-Кулал называл Накшбанда своим лучшим учеником. Среди духовных наставников – имена Абдулхалика Гиждувани, шейхов братства Яссавия – Халила Ата и Касим Шейха. Бахауддин Накшбанд  синтезировал лучшее, что было в этих школах. В результате сформировались традиция и принципы ордена, носящего его имя.

Не буду вдаваться в подробности его учения, отмечу только, что Накшбанд отвергал практику громких зикров (духовная практика), публичных собраний, сопровождаемых музыкой и песнями, уединение и странствие дервишей. Он считал, что благодать исходит от Бога, а не передается от основателя тариката его последователям. Проповедовал добровольный отказ от материальных благ, ценностей, накопительства. Придавал большое значение духовной близости ученика и учителя. Требовал строгого соблюдения Шариата (свод божественных повелений и запретов) и следования Сунне (священное предание мусульман о жизни Пророка, дополняющее Коран).

Прежде чем двигаться дальше, хочу привести выдержку из учебного пособия В. А. Дроздова «Мусульманский мистицизм». 

«В развитии мусульманского мистицизма, или иначе суфизма, прослеживается несколько периодов. Первый период приходится на VIII–X вв. В это время суфизм, отделившись от аскетизма, складывается в самостоятельное религиозно-философское и  нравственное учение. Второй период (XI–XII вв.) характеризуется проникновением в суфизм идей неоплатонизма, причем на этом этапе суфизм, вбирая в себя и адаптируя идеи античной мистико-идеалистической философии и христианской теософии, соединяет их с местными культовыми традициями и народными верованиями. Третий период (конец XII–XIII в. – XV в.) характеризуется тем, что суннитское богословие начинает признавать суфизм, который входит в систему исламского мировоззрения, и постепенно сам ислам проникается суфийскими идеями. В этот период начинают складываться более прочные объединения суфиев – ордены».

Орден Накшбандия начал формироваться в XIV веке. На его примере можно увидеть, как суфизм, отказываясь от аскетизма и перерастая рамки самостоятельного религиозно-философского учения, стал частью исламского мировоззрения.

Место, где захоронен Бахауддин Накшбанд.
Место, где захоронен Бахауддин Накшбанд.
Надгробная стелла.
Надгробная стелла.
На этом месте стоял дом, в котором родился Накшбанд. Не думаю, что это тот самый дом. Но место, как утверждают, то самое.
На этом месте стоял дом, в котором родился Накшбанд. Не думаю, что это тот самый дом. Но место, как утверждают, то самое.
Возле хауза раньше находилось огромное дерево, которое, по преданию, было посохом великого святого. Теперь его убрали. Сам мемориальный комплекс относится к ведомству культуры Бухары. Убрать "посох" повелел имам-хатиб (духовный сан) Бухарской области. Это было сделано с благой целью – чтобы паломники перестали создавать из дерева фетиш, так как поклоняться надо только Богу. Просто было распространено поверье: если заберешь с собой кусочек дерева и попросишь о чем-либо, то желание исполнится. Вот и толпились возле него люди. Отколупать от ствола кусочек было невозможно – за столько столетий он стал каменным. Вот так территория, находящаяся в ведении минкультуры, была "освобождена" от неугодного "фетиша".
Возле хауза раньше находилось огромное дерево, которое, по преданию, было посохом великого святого. Теперь его убрали. Сам мемориальный комплекс относится к ведомству культуры Бухары. Убрать "посох" повелел имам-хатиб (духовный сан) Бухарской области. Это было сделано с благой целью – чтобы паломники перестали создавать из дерева фетиш, так как поклоняться надо только Богу. Просто было распространено поверье: если заберешь с собой кусочек дерева и попросишь о чем-либо, то желание исполнится. Вот и толпились возле него люди. Отколупать от ствола кусочек было невозможно – за столько столетий он стал каменным. Вот так территория, находящаяся в ведении минкультуры, была "освобождена" от неугодного "фетиша".

***

С орденом Накшбандия так или иначе связаны две династии шейхов – Богистанских и Джуйбарских. Оба рода пустили корни на территории нынешнего Узбекистана: Богистанские – в Ташкентской области, Джуйбарские – под Бухарой. Основатели обеих династий пришли из Аравии распространять идеи ислама.

Зачинатель династии Богистанских шейхов – Умар Вали был прямым потомком второго праведного халифа – Омара ибн ал-Хатаба (первым праведным халифом был Абу Бакр). Он прибыл в Ташкент с миссионерскими целями, довольно скоро перебрался из города в горный поселок Богистан, где провел большую половину жизни, и был погребен на территории сада, который взрастил своими руками.

Шейх Умар Вали. Что означает слово «шейх»? 

1. Шейх – (араб. буквально «старец») – глава или предводитель рода, племени или союза племен у арабов-кочевников; руководитель исламских общин, видный богослов, законовед;

2. Шейх – (араб. «шаха» – стареть, становиться старым) – в исламе – почетный титул богословов, знатоков и преподавателей религиозных дисциплин, а также людей, известных своим благочестием; в суфизме – наставник, под руководством которого проходили подготовку начинающие суфии, а также глава суфийского братства.

Шейх Умар Вали Богистони дал жизнь целой династии видных духовных и политических лидеров, среди которых ярчайшей звездой горел на небосклоне шейхов Накшбандия его праправнук – Насыр ад-дин Убайдуллах ибн Махмуд Шаши, более известный под именем Ходжи Ахрора Вали, – фигура влиятельная, могущественная, неоднозначная. Человек, из-за которого я начала искать ответы на многочисленные вопросы и пытаюсь разобраться в вещах, для меня несовместимых... 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic