shahruhiya

Categories:

Ходжикент. Населенный святыми, или Город, в котором жили ходжи

Кто такой ходжа? 

Мулла, духовное лицо, старец, старейшина, супруг, муж, господин, хозяин, владелец, большой человек, сильный духом и даже евнух (в Турции и Иране).

«Ходжа» означает принадлежность к сословию, ведущему свое происхождение от: арабов вообще, арабских военачальников в частности,
потомков первых четырех халифов, Пророка Мухаммада – все они в любом случае арабы. 

В XIII в. ходжами называли богатых купцов, к началу XX в. – мусульман, совершивших хадж в Мекку.

Интересно, что в первые века нашей эры буддийских монахов тоже называли «ходжа». Значит, можно предположить, что одно из толкований этого термина имеет доиранские, домусульманские корни.

«Кент» означает город, пришло слово в тюркский язык из персидского. 

Значит, можно допустить, что Ходжикент – это место, в котором проживали духовные лица, старейшины, сильные духом и потомки арабов. Возможно, это град богатых купцов или мусульман, совершивших хадж. Может быть, в древности здесь обитали буддийские монахи, но подтверждения тому нет.

В первую очередь Ходжикент – это город, который населяли видные религиозные деятели.

История гласит, что в 1897 году член Туркестанского кружка любителей археологии Н. Г. Маллицкий обнаружил здесь семь надгробных камней (кайраков). Из разговоров с местными жителями выяснилось, что раньше их было восемь. Интересны надписи, выгравированные на кайраках. Они несли информацию о тех, кто упокоен под ними.

Согласно эпитафиям, это:

1. Шейх имам Хусамиддин (меч веры), умер в 728 г.х./1324 г.н.э.
2. Имам Имамаддин (столп веры), умер в 728 г.х./1324 г.н.э.
3. Факих Хафизаддин (страж веры), умер в 732 г.х./1331 г.н.э.
4. Шейх, имам, факих Кабираддин (великий в вере), умер в 742г.х./1341 г.н.э.
5. Факих, муфтий Рашидаддин (правый в истине и вере), умер в 754 г.х./1363 г.н.э.
6. Шейх, великий имам, факих, мударрис Джалаладдин (великий в вере), умер в месяце зулькада 783 г.х./1382 г.н.э.
7. Факих Насираддин (защитник веры), умер в месяце сафар 787 г.х./1385 г.н.э.
8. Ходжа Махмуд, умер в 825 г.х./1421 г.н.э.

Маленький ликбез:

факих –исламский ученый-законовед;
имам –руководитель мусульманской общины, обычно стоящий впереди молящихся;
шейх –в средние века в Средней Азии – наставник религиозного ордена
мударрис – преподаватель высшего учебного заведения;
муфтий – судья, выносящий приговоры согласно шариату;
ходжу мы уже рассматривали.

зулькада–одиннадцатый месяц мусульманского календаря

сафар – второй месяц мусульманского календаря.

Последний кайрак принадлежал Ходже Махмуду. Ходжа Махмуд был отцом знаменитого Ходжи Ахрара – главы ордена накшбанди. Он родился в горном селении Богистан, в настоящее время расположенном на левом побережье Чарвакского водохранилища. Во времена шейхов водохранилища не было. Ходжа Махмуд пользовался широкой известностью как ишан ( ишаны –  руководители суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов (последователей одной из основных ветвей шиизма), в Средней Азии ишанами также называли представителей рода, ведущего своё происхождение от Пророка Мухаммада), был одним из руководителей ордена накшбанди в Ташкентском регионе, распоряжался обширными земельными угодьями. Был торговцем. [Беселовский Н. И. «Памятник Ходжа Ахрару в Самарканде», 1895, с.324].

Ходжа Махмуд был женат на дочери Ходжи Дауда, который, в свою очередь, являлся одним из сыновей Шейха Ховенди ат-Тахура – сына Шейха Умара Вали. Шейх Умар Вали по происхождению был арабом и пришел, как и многие подвижники того времени, в Среднюю Азию распространять ислам. Он происходил из рода второго праведного халифа Омара, ведущего свой род от Пророка Мухаммада.

Шейх Умар Вали стоял у истоков династии богистанских шейхов, глав ордена накшбанди. В Ташкенте особо почитаем его сын – Шейх Ховенди ат-Тахур, мавзолей которого находится в одном из районов столицы Узбекистана, носящих его имя – Шайхантахурском. Но в мусульманском мире большую известность имеет его внук – Ходжа Ахрор Вали, или, как его называют, Шейх Шейхов. 

Согласно рассказам, Ходжикент был населен высокообразованными людьми. Здесь имелись медресе (высшие исламские учебные заведения), в которых преподавали богословские науки. В городе жили ученые, судьи, разбиравшие споры между жителями, наблюдавшие за исполнением предписаний ислама.

В одну из своих поездок я задалась целью отыскать, конечно, не сами кайраки, но хотя бы место, где находилось древнее кладбище. Увиденное меня огорчило. Кусочек бывшего кладбища затерялся на территории кафе «Чинары». Точнее, к нему, кроме как через вход в учреждение общепита, пройти невозможно. Оттяпали рестораторы лакомый кусочек… Только так, и никак иначе, можно пройти и к знаменитым петроглифам, вековым чинарам, водопаду и пещерам. Да, в Ходжикенте есть много интересного…

Но это уже другая история…



Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic