shahruhiya

Category:

Фариш

Коратош.
Коратош.

Посреди отрогов Нуратинского хребта, волнами холмов обозначающих линию горизонта, пастельными тонами раскрашивающих лунный пейзаж Фариша, затерялся небольшой оазис. Здесь царит Вечность. Кто жил в этой местности в древние века, не знает никто. Только легенды, в жалкой попытке объяснить необъяснимое, передаются из поколения в поколение, еще больше запутывая ищущих, уводя их от поисков, скрывая правду… Какую правду? Об этом не знает и не догадывается никто. Только неясные импульсы, посылаемые неизвестно откуда, еле улавливаются теми, кто настроен на волну истории. Но что это за импульсы? Как их расшифровать? Неведомо… 

Оазис.
Оазис.

На одном из холмистых массивов мистического Фариша, называемого Коратош, находится древнее кладбище. Местные жители говорят, что ему более тысячи лет. Когда в холодную зиму окрестности засыпает снегом, этот скальный массив остается черным пятном посреди заснеженного пейзажа. Черный камень – Коратош – так называют его в народе. А кладбище на горе именуется Ходжа Богбон ота, в переводе – отец-садовник.

Захоронение святого на древнем кладбище.
Захоронение святого на древнем кладбище.

Сад, разбитый святым, до сих пор зеленым островком выделяется промеж серого скальника, теряющегося в череде вершин, пирамидками тянущихся к небу, словно башенки фей и волшебников, живущих в сказочных замках мистического Фариша.

Озерцо с родниковой водой.
Озерцо с родниковой водой.

У каждого святого места в Центральной Азии есть свои легенда, родник, вековое дерево, место упокоения, а если святыня находится в горах, то еще и пещера. Легенда о Ходже Богбон ота гласит следующее.

В книге «Насойим ул-Муҳаббат» великого узбекского поэта Алишера Навои приведены имена 700 святых. Одним из них являлся Ибн Мухаммад Аль Восид. Он жил в ХII веке, был теологом, просветителем, весьма образованным человеком. Как правило, именно такие люди пускались в длительное путешествие, неся с собой свет знаний, «продвигая» веру, обращая в свою религию местное население. Приходили они из Аравии. Естественно, встречались с противостоянием: в лучшем случае, нежеланием местных жителей принимать новую веру, в худшем – организованным сопротивлением. Вероятно, с подобным пришлось столкнуться и Аль Восиду.

Вид из пещеры.
Вид из пещеры.

Враги преследовали его, и он, убегая от гонителей, увидел пещеру, в которой решил скрыться, но прежде помолился Аллаху и попросил у него защиты. Ибн Мухаммад вошел в пещеру, и в тот же миг вход затянуло паутиной, за которой оказалась сидевшая, нахохлившись, горлица.

Увидев, что расселина укрыта паутиной, а за ней виднеется птица, враги ушли, а святой уединился и предался аскезе. На тот момент, согласно преданию, ему было 42 года. 

Родник.
Родник.

В один из дней, после продолжительного чтения молитв, он призвал к себе таких же, как и он, просвещенных людей. Мудрецы откликнулись на его призыв. Чтобы принять гостей по всем правилам, он воткнул сухие ветки в землю и, о чудо, они зацвели и дали плоды. Из скалы забил родник, вода которого была прозрачной и сладкой. Гости были удивлены увиденным и сказали: «Ваши фрукты излучают свет рая. Вы никто иной, как святой старец-садовник». Так Ибн Мухаммад Аль Восид стал Ходжой Богбон ота.

Вековые тутовники.
Вековые тутовники.

Такова легенда. На самом деле есть пещера, в которой спокойно можно укрыться ненадолго, но очень сложно оставаться там длительное время. Есть родник, зимой и летом теплый. А возраст тутовников – не менее тысячи лет… 

Интересна сама могила. Ее размеры – 15 метров. Ходжа был великаном? Возможно ли такое? Этот вопрос прояснил местный смотритель. Ответ был логичным: захоронение имело такие размеры для того, чтобы враги не могли надругаться над телом усопшего. Конечно, при желании можно перекопать прямоугольник земли размером примерно 15 на 4 метра, но, видимо, не многие за это брались.

Могила святого.
Могила святого.

Над самой могилой, еще недавно открытой всем ветрам и непогодам, возвели небольшое сооружение. К ней ведут 74 ступени. Люди, поднимаясь по ним, переводя дух, глядя на мистические отроги Нураты, успевают загадывать желание, которое, по легенде, обязательно должно сбыться. Паломники, садясь рядом с нетленными мощами, читают молитву, в которой просят о здоровье, мире и благополучии.

Пирамида.
Пирамида.

Но неведомый внутренний компас ведет ищущих в сторону невысокого холма, пирамидой возвышающегося невдалеке от захоронения. К пирамиде той невозможно подойти вплотную, так как тропинка теряется, и внутренняя дрожь, неясное волнение и интуитивное желание остановиться оберегают путника от чего-то неведомого, пугающего и одновременно манящего.

Видимо, святые в поисках приюта ориентировались не столько на родники, вековые деревья и пещеры, сколько интуитивно чувствовали места силы и, срезонировавшись с ними, обустраивали там свое жилье, чистотой души, крепостью духа, стремлением к совершенствованию насыщая и без того сильную энергетику, взаимодействуя с ней, наполняясь светом и мощью. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic